Все в мире относительно: мысли о творчестве и жизни
Есть вещи, с которыми мы давно смирились. Например, утверждение, что все в нашем мире относительно. И действительно, то, что для одного человека лютый мороз, для другого — приятная прохлада. Никаких четких границ нет ни в искусстве, ни в обыденной жизни.
Но что натолкнуло меня на такие размышления? Недавний спор в интернете, в котором я, конечно, не стал участвовать. Слишком уж занят, чтобы тратить время на такие разговоры. Да и зачем нам, «диванным экспертам», доказывать что-то тем, кто упорно пытается прославиться на спорах?
В этом споре один художник утверждал, что может отличить шедевр от случайных мазков среди десяти случайных картин. Дескать, сразу распознает руку мастера. Мы-то с вами знаем, что это всё лишь громкие заявления. Никто не сможет точно отличить случайные каракули от гениального произведения искусства. И знаете что? Каждый из нас, взяв кисть, способен создать что-то абстрактное и «гениальное». Вопрос в другом: почему не создаем? Ответ прост — это нам не нужно.
Но на самом деле, прежде чем стать признанным художником, любой творец проходит долгий и нелегкий путь. Это обучение техникам, поиск своего стиля, общение с потенциальными ценителями и даже умение продать свою работу. Мы же видим лишь конечный результат и думаем: «Да я бы сделал лучше». Но за кулисами скрываются годы труда, неудач и попыток. Мы убеждены, что просто «не сложилось», что наше призвание — быть критиком, а не творцом. Хотя, если честно, критиковать мы научились куда лучше, чем творить.
Возьмем другую ситуацию. Как насчет дешевого вина в дорогой бутылке? Оно же не становится вкуснее только потому, что у него красивая этикетка? Конечно, нет. Это всего лишь трюк маркетологов. Производитель потратил силы и деньги на создание образа, чтобы внушить нам ценность продукта, которого на самом деле может и не быть. Вино стало «лучше» только в нашем восприятии. Всё относительно — упаковка сыграла против нашей осведомленности.
В нашем мире все может измениться, но одно остается неизменным: позиции того, кто творит, и того, кто критикует. Кто прав — вопрос перспективы. Иногда стоит просто взглянуть на вещи с другой стороны.